Названия нот пришли к нам из латыни (как и само слово nota — «знак», «метка»). А точнее — из средневековой Италии. Каждой ноте соответствует первые буквы каждой строчки гимна Иоанну Крестителю «Ut queant laxis»:
- Ut queant laxis — Утробою отверстой чтобы
- Resonare fibris — Ревнители твои сумели
- Mira gestorum — Миру возгласить деяний чудеса
- Famuli tuorum — Фальшь совлеки с их губ,
- Solve polluti — Солгать дабы не смели,
- Labii reatum — Лаская слух напевом,
- Sancte Iohannes — Святый Иоанне.
Каждая строка начинается с соответствующей ноты — первая с до, вторая с ре и тд.
Но оказалось, что Ut не очень подходит для пения, так как её нельзя долго тянуть. Так что её заменили на ноту Do, у которой такой проблемы нет (дооооооо).
Ну и последняя нота Si образована не первыми буквами, как например Fa — от слова Famuli, а первыми буквами Sance Iohannes. Связано это с тем, что её добавили не сразу. Некоторое время было всего 6 нот. Но в Средние Века музыка, как и всё искусство работало на благо церкви. А цифра 7 обладает символизмом как знак духовной полноты и гармонии:
- «7 чаш» гнева Божия выливают Ангелы на землю в момент наказания людей (Откр. 16:1)
- «7 звезд» означают Ангелов семи церквей (Откр. 20:1)
- 7 дней Бог создавал Мир
Как быстро научиться играть аккорды на гитаре
По той же причине основных цветов всего 7 и Чудес Цвета столько же.
Сколько может быть разных цветов
На самом деле разделение и нот, и цветов на 7 — это условность. И нот, и цветов вполне может быть намного больше. Цвета — это электромагнитные волны разной частоты. Например, красный свет — это электромагнитная волна, которая колеблется вверх-вниз со скоростью от 405 до 480 миллион миллионов раз (то есть 480 и ещё 12 нулей). То есть при желании можно выделить 75 миллионов миллионов разных оттенков красного и назвать их все разными цветами. Но, конечно, глаз человека способен отличать намного меньше цветов. Всего в районе 1 миллиона — некоторые видят больше, некоторые — меньше. Вот сколько на самом деле можно выделить цветов.
Сколько может быть разных нот
Аналогично и с нотами. Будь нот не 7, а 12, людям бы было намного легче понимать как работает музыка. Потому что в музыкальных произведениях есть своя математическая логика, но выражается она запутанным семинотным языком. На деле и существуют 12 нот — между двумя нотами есть «полунота», которая по сути ничем не отличается от «настоящих» нот.
Но и 12 нот — это далеко не предел. Существует деление и на 19, и на 24, и на 31, и на 41, и на 53 ноты. И у всех этих делений есть ряд преимуществ и недостатков. Но в настоящее время используются именно 12 нот, потому что звучание произведений в этом случае слышится наиболее чистым. Хоть и не идеальным. Например, у 41-нотных и 53-нотных произведения ещё чище, но такое количество разных нот неудобно с практической точки зрения.
Звук, так же как и свет, является колеблящейся вверх-вниз волной. То есть он равномерно то затухает, то появляется, по несколько тысяч раз в секунду. Человек способен различать от 16 таких колебаний в секунду (16 Герц), до 20 тысяч колебаний в секунду (20 килоГерц). Человек способен различить два звука, отличающихся друг от друга на 16 колебаний в секунду. То есть 16, 32, 48 Герц и т.д. 16 и 17 Герц воспринимаются человеком одинаково. Так что всего человек способен услышать 20 000/16 = 1250 звуков разной высоты. Значит это число — максимальное количество нот, которое можно создать.
Если вам есть что дополнить в статье — напишите это в комментариях.