Чтобы действительно научиться играть аккорды, не надо запоминать каким пальцем где надо зажимать какую струну. Достаточно просто понимать что и зачем ты делаешь. Это большой материал, но я не стал разбивать его на несколько статей, чтобы сохранить логику повествования. Если у вас не получится осилить его с первого раза, вернитесь к нему и перечитайте через несколько дней.
Почему нот 7 штук
Прежде всего, необходимо знать названия 7 нот — до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. На самом деле нот не 7, а 12. Например, между до и ре есть ещё одна нота — до диез или ре бемоль. Это два названия одной и той же ноты. Диез (обозначается #) означает, что ноту надо повысить на одну «полуноту». То есть до диез — это полунота, которая идёт после до. А если до будет с двумя диезами (##), тогда ноту до надо повысить на две полуноты. С одним диезом до превращается в до диез, а если повысить ещё на полноты, получается уже ре. Аналогично с бемолем (♭) и двойным бемолем (♭♭). Только они не повышают, как диезы, а наоборот понижают на полноты.
Такие полуноты есть между всеми семью стандартными нотами. Кроме двух исключений — их нет между ми и фа, и между си и до. Именно поэтому нот всего 12, а не 14, как было бы, если бы полуноты были между каждыми нотами.
Эти полуноты ничем не хуже «стандартных» нот. Более того, каждая из 12 нот находится на одинаковом расстоянии от соседней. То есть частота колебания двух соседних нот имеет одинаковый промежуток. Чем не может похвастаться стандартная семинотная модель. В ней между нотами ре и ми промежуток в два раза больше, чем между ми и фа. Так как между ми и фа «полуноты» нет. То есть технически, для ми нота фа и является следующей «полунотой», а не нотой.
Почему ноты имеют такие названия
Что такое аккорды
Аккорд же — это сочетание трёх или больше нот (или полунот). Самые простые аккорды — это мажорные аккорды. Из них состоит большинство аккордов идущих к песням. Мажорные аккорды строятся от любой ноты и состоят из трёх нот — первой, третьей и пятой. То есть для аккорда до мажор — это до(1), ми(3) и соль(5). Для аккорда ре мажор — ре(1), фа(3) и ля(5). Так как в аккорде состоит всего из трёх нот, а струн на гитаре 6, некоторые струны играют одну и ту же ноту. Например, первая играет до, вторая соль, третья тоже до, четвёртая ми, пятая опять соль и шестая опять до. То есть три струны играют до, одна — ми, и две — соль. Причём не обязательно именно в таком порядке. На каждой струне можно сыграть любую ноту, так что и способов сыграть аккорд на самом деле огромное множество. Но некоторые способы играть удобнее, поэтому они и пользуются большей популярностью.
Есть небольшой нюанс. В аккорде До мажор между первой (до) и третьей нотой (ми) находится три полуноты — до диез, ре и ре диез. А в аккорде Ре мажор между первой (ре) и третьей нотой (фа) находится всего две полуноты — ре диез и ми. То есть если использовать не 7-нотную систему, а 12-нотную, тогда аккорд До мажор состоит из первой ноты (до), пятой ноты (ми) и восьмой ноты (соль). Точно так же и аккорд Ре мажор состоит из первой ноты (ре), пятой ноты (фа диез) и восьмой ноты (ля). То есть мажорный аккорд всегда состоит из 1-5-8 ноты, независимо от того от какой ноты он строится. Вот почему 12-нотная система намного проще — в 7-нотной не достаточно сказать, что аккорд состоит из 1-3-5 ноты, ещё дополнительно надо помнить, должен ли быть диез рядом с 3 или 5 нотой конкретно для этого аккорда.
Аккорды не обязательно должны строиться от «чистой» ноты. Они вполне могут строиться и от полуноты. Например, от до диеза — точно так же 1-5-8 — до диез(1)-фа(5)-соль диез(8).
Что обозначают названия аккордов
Наверняка вы видели названия аккордов вроде G, Am, C, и вы не могли понять что значат эти буквы. На самом деле всё просто. Каждой букве соответствует определённая нота. Причём расположены они не в случайном порядке, а по алфавиту — A, B, C, D, E, F, G. Единственное, что может запутать — буквы начинаются не с ноты «до», как мы привыкли, а с «ля». То есть ноте «ля» соответствует буква A. После «ля» идёт «си», и ей соответствует буква B. После «си» идёт нота «до», которой соответствует буква C. А дальше всё аналогично, заканчивая нотой «соль», которой соответствует буква G.
Путаницы добавляет то, что в России часто ноту «си» обозначают не буквой B, что было бы логично, а нотой H. Точная причина этого затерялась в веках. На западе это правило убрали, чтобы создавать меньше путаницы. У нас же буквой H обозначают аккорд «си», а буквой B — «си» бемоль. Причём разные авторы в своих произведениях могут отмечать аккорд «си» как буквой B, так и буквой H. И если вы чувствуете, что аккорд «си» конкретно в этой песне плохо звучит, попробуйте использовать аккорд «си» бемоль.
Что обозначают значки рядом с аккордами
Рядом с большой буквой встречаются маленькие буквы, цифры и даже значки. Например, буквы «Am», «Gmaj», «Cdim». Цифры «A5», «D7». Значки «EΔ«, «B°», «F♭«. Хорошая новостью — все эти страшные названия запоминать не надо. В обычных песнях они практически не встречаются. Их изучать имеет смысл только если вы захотите глубже узнать гитару и играть, например, джаз. Но если вам интересно, все эти приписки значат, что что-то надо сделать с «чистым аккордом». Например, аккорд C7 значит, что к основному аккорду C, который состоит из до-ми-соль, то есть 1,3 и 5 ноты, надо добавить ещё 7 ноту — то есть си. Ну или если смотреть в 12-нотной системе, то это 1,5,8 и 11 ноты. В результате получается до-ми-соль-си.
Единственную модификацию, которую надо выучить — это маленькую букву m. Потому что аккорды вроде Am и Dm часто встречаются и в популярных песнях. Буква m означает, что перед нами минорный аккорд, звучащий печально. Например, аккорд D — ре мажорный, звучащий весело, торжественно. А аккорд Dm — ре минор. Отличаются они всего одной нотой. В ре мажорном аккорде три ноты — ре, фа диез и ля. А в ре минорном вместо фа диеза просто фа. То есть в 12-нотной системе общая схема для всех аккордов не 1-5-8, а 1-4-8.
Чем различаются разные варианты одного аккорда
Как уже было сказано выше, аккорд можно сыграть по-разному. Например Аккорд C (до мажор) обычно встречается в таком виде (цифры в кружочках — это каким пальцем удобнее всего зажимать струну. Большим пальцем ничего не зажимаем, так что цифра 1 — указательный):
Но он может быть и в таком виде:
В обоих случаях аккорд состоит всего из трёх нот — до, ми и соль. Но в разных последовательностях.
Звучать они будут практически одинаково. Какой вариант лучше? Зависит от ситуации. Например, если в предыдущем аккорде у вас указательный палец стоял на 1 ладу 5 струны, и на этом аккорде у вас указательный палец тоже стоит в том же положении, лучше выбрать этот вариант аккорда. Но на самом деле это не имеет значения — вы можете выбрать любой из вариантов, который вам удобнее играть. Но если вы не успеваете быстро поставить пальцы на нужные места, скорее всего вы используете неподходящий вариант. И стоит попробовать другие варианты этого аккорда.
Как самостоятельно находить новые аккорды
Если сыграть первую струну, ничего не зажимая, зазвучит нота ми (E):
Поставим палец на первый лад и опять сыграем первую струну. Зазвучит нота фа (F):
Если поставить палец не на первый, а на второй лад, тогда зазвучит нота фа диез (F#):
То есть каждый раз, когда мы смещаемся на 1 лад, нота повышается на одну полуноту.
Давайте теперь попробуем точно так же повысить не одну, а сразу 3 ноты. На примере аккорда ля мажор (A). Напомню, он состоит из первой ноты (ля), пятой (до диез) и восьмой (ми). В этом варианте правда они в другом порядке — сначала восьмая (ми), потом первая (ля), потом пятая (до диез). Но это не принципиально:
Теперь повысим каждую из трёх нот на 1 лад, то есть на 1 полуноту. A (ля) превращается в A# (ля диез). C# (до диез) превращается в D (ре). E (ми) превращается в F (фа). То есть пальцы расположены на струнах точно так же, только уже не на втором ладу, а на третьем:
Каждая нота сметилась на 1 позицию вверх. То есть из аккорда A, у которого были задействованы ноты 1-5-8, мы перешли в позицию 2-6-9. Это если считать от ноты A (ля). Но если мы первой нотой будем считать не A, а A#, тогда мы увидим, что у нас опять получилась стандартная схема мажорного аккорда 1-5-8. Только этот аккорд уже не изначальный A (ля мажор), а новый A# (ля диез мажор).
Точно так же, если сместить пальцы ещё дальше, не на третий, а на четвёртый лад, мы получим ноты си(B) — ре диез(D#) — фа диез(F#). То есть все ноты аккорда B (си мажор). Точно так же повышая на 1 лад, можно получить все 12 мажорных аккордов, после чего они начнут повторяться с самого начала (в нашем случае с аккорда A).
Хотелось бы заметить, что в аккорде A зажаты только 3 струны. Оставшиеся 3 струны — первая, вторая и шестая — открытые, то есть не зажаты:
На самом деле они тоже зажаты. Но не пальцами гитариста, а самой гитарой. И зажаты они на нулевом ладу.
То есть если вы хотите играть аккорд не только на трёх струнах, а на всех шести, их точно так же надо повышать на 1 лад. Сделать это проще всего, зажав указательным пальцем все струны на этом ладу. Этот приём называется баррэ:
Хочу обратить внимание, что цифры в кружках сменились с 1-2-3 на 2-3-4. Потому что указательный палец (под цифрой 1) теперь зажимает баррэ.
Не стоит переживать, что 3 струны зажаты 2 раза — на 1 и 3 ладу. Звук всё равно будет такой же, как и если бы вы зажали только на 3 ладу.
Баррэ у многих новичков плохо получается, из-за чего гитара звучит не очень красиво. Но это важный приём, который очень вам пригодится. Так что я рекомендую над ним поработать. В будущем я напишу отдельную статью, рассказывающую как легче играть баррэ.
Система CAGED
Система CAGED основана на методе повышения аккордов, описанном в предыдущем разделе. Она позволяет быстро запомнить по 5 вариантов любого аккорда. Называется она так потому что основой для каждого из вариантов является аккорд C, аккорд A, аккорд G, аккорд E и аккорд D. Вместе получается CAGED.
Эти аккорды очень удобно смещать, так что их я рекомендую выучить, чтобы у вас в запасе было по 5 вариантов каждого из 12 мажорных аккордов:
Таким образом перемещать можно не только для мажорных, но и для минорных аккордов. Например аккорд Am (ля минор):
В принципе за основу можно взять всё те же 5 аккордов CAGED. Только уже минорных — Cm, Am, Gm, Em и Dm. Все их я приводить не буду, чтобы не перегружать. Когда вы освоите все мажорные аккорды, самостоятельно найти минорные вам не составит труда.
Ну и если вы захотите продвигаться в изучении аккордов дальше, этот метод поможет вам перемещать не только мажорные аккорды, но и любые другие.
Если вам есть что дополнить в статье — напишите это в комментариях.